Bastion - обзор и интервью с разработчиками. Bastion - обзор и интервью с разработчиками Приятные особенности игры

Отношения с кооперативами у нас сложные – мы с них начинали, прошли долгий путь от лютой любви до трепетной ненависти. Но, как и везде, есть исключения – таким исключением стал «Бастион» (Bastion). Игра Евгения Никитина и Николая Пегасова издана «Миром Хобби». О плюсах и минусах этой настолки подробно изложено в обзоре.

Сюжет и задача

Будем играть за светлых магов, которые защищают замок от орды монстров. Магический сеанс рассчитан на 1-1,5 часа игрового времени, за который необходимо поразить 3-4 десятка злобных существ разного уровня: от легкой пехоты до могучих драконов.

Враги двигаются вдоль стены к воротам замка, выстраиваясь в очередь. Задача игроков успеть ликвидировать всех супостатов прежде, чем они проломят ворота.

Приятные особенности игры

Майнинг ресурсов

Цель – убить всех монстров. Для этого нужно добыть ману из источников внутри замка и потратить её на заклинания против монстров. Источники разных цветов, монстры тоже, чтобы победить в битве с конкретным врагом, нужно сбросить полученные кубики маны, равные силе и цвету соперника. Мана — это единственный ресурс в игре. Источники маны разбросаны по всему замку, чтобы майнить успешно, героям предстоит активно передвигаться от одного к другому.

Особая «фишка» «Бастиона» в механике по сбору маны. Источники маны работают круглосуточно, но с перебоями, постоянно «засоряются» — их нужно чистить. Происходит это в три этапа:


Таким образом, в начале игры вам предоставляется полная свобода действий – все источники открыты. Но в процессе, когда игроки начинают активно добывать и расходовать ману, появляется ряд ограничений — большая часть колодцев временно блокируется.

Кроме этого, свойства некоторых монстров позволяют проникать внутрь замка и их нахождение на площадях или в цитадели полностью лишают вас доступа к мане до того момента, пока не ликвидируете лазутчика.

В цитадель проникли драконы, пока они не побеждены, проникнуть героям внутрь нельзя

Кризисность

В начале игры свободны все колодцы с маной, а перед воротами несколько врагов – ничто не предвещает беды. Но каждый новый ход из колоды будут появляться новые монстры и очередь из них начнет расти с тревожной быстротой. Затем, после победы над первыми 3-4 монстрами, начнется самое интересное – дефицит маны, который заставляет тщательнее обдумывать каждый последующий шаг.

Задача — не пустить монстров за ворота. В этой партии сильного Левиафана удалось с трудом сдержать и уничтожить только в самом конце.

Регулируемая сложность

Победить тяжело – как и должно быть в хорошем кооперативе. Игра причиняет боль – мы совместно её преодолеваем. Чем сильнее боль, тем выше награда в конце. Другой случай, когда нет возможности победить, а игра не дает шанс снизить сложность. В «Бастионе» в этом отношении все продумано, в конце правил есть страница со сценариями и даже целая таблица, по которой можно приготовить колоду с индивидуально сбалансированным злом.

Страница правил с разъяснениями, как выбрать и настроить сложность

Динамика

Напор монстров таков, что до конца игры нет возможности ни отсидеться на одном месте, ни набрать толком сил для удара – только скопил минимум маны, тут же надо с кем-то биться. Победил одного и с ужасом понимаешь, что теперь надо где-то раздобыть маны ещё на десяток более сильных врагов.

Кроме того, если вначале монстры выстраиваются на первых участках стены, то в процессе они окружают весь замок, что ставит дополнительную задачу — организовать перемещение по кварталам внутри замка в условиях круговой обороны. Чем выше паника, тем больше лишних действий тратят игроки. Во время первых партий панику сдерживали с трудом — в разгар партии появляется ощущение, что монстры повсюду и их невозможно остановить.

К концу же игры, когда колода заканчивается, монстры словно ускоряются и, начиная с конца очереди, перескакивают друг через друга на свободные места ближе к воротам, что заставляет сломя голову непрерывно следовать за ними.

Партия в «Бастион» проходит на одном дыхании.

Партия в Бастион Bastion

Первый игрок

«Бастион» из тех редких кооперативов, где не столь очевидно влияние «альфа-игрока», то есть игрока, который бы вёл игру, указывая остальным, что делать. Формально, никаких ограничений для желающего стать лидером нет, но фактически в этом нет необходимости. Все как-то сами весьма неплохо организуются, Более того, начинают воспринимать игровое поле как единое пространство без идентификации со своим персонажем. То есть, это аналогично решению совместной головоломки. В этом отношении игра больше похожа на коллективный абстракт, где интересней не выполнение локальных, индивидуальных миссий, а решение единой задачи совместным «мозговым штурмом».

Реиграбельность

Высокая. Обеспечивается 2 моментами:

  • Составным полем – оно двухстороннее из 7 частей, которые позволяют собрать всякий раз что-то непредсказуемое.
  • Разнообразием монстров и возможностью их комбинировать. Монстры отличаются как по силе, так и по способностям: некоторые могут летать и перемещаются сразу в замок, другие защищают соседних врагов, третьи, блокируют источники маны определенного цвета по всему замку и тд. Кроме этого, монстры вступают в игру рандомно, поэтому их комбинация всегда будет сюрпризом для игроков.

Борьба с монстрами также мотивируется получаемыми трофеями, которые можно использовать в будущих битвах или в качестве дополнительного действия.

Составное двухстороннее поле

Сетап и простота правил

Подготовка к игре простая. Все, что требуется, это собрать поле и колоду монстров. По времени это занимает 5-7 минут. Правила достаточно легкие.

Правила понятные, хорошо иллюстрированы

Арт

Красив, продуман, при всей абстрактности самой игры, арты очень органично дополняют её, придают краски, позволяют включить воображение, отойти от цифр, с которыми постоянно приходится иметь дело, к образам.

Игра красиво оформлена

Атмосфера

Не малую роль берет на себя арт, но и сама игра очень умело подпитывает воображение. Простая задача, очевидная — наглядная внешняя угроза и необходимость сплоченной решительности, создают над игровым столом определенную и ощутимую атмосферу приключения и противостояния. Удивительно, но то, что в других играх требуется воспроизводить с помощью художественного текста, здесь само и незримо появляется вокруг, и ты начинаешь реально чувствовать опасность и сопереживать. Для меня это самая большая загадка игры, как по сути такой абстракт, как «Бастион», вообще способен творить подобные чудеса с воображением и создавать атмосферу только лишь действием? Но это факт.

Неприятные особенности игры

Ритуалы

Это бонус, который можно получить, победив монстра. Проблема в том, что ритуалы однообразны и не сбалансированы, а в какой-то момент становятся даже вредны.

Есть 2 вида ритуалов: артефакты и сооружения.

Артефакты :

  • Накопитель – дает возможность попросить ману у других игроков. Полезен.
  • Преобразователь – дает возможность поменять 1 свою ману на ману другого цвета. Несколько преобразователей перестают мотивировать игроков взаимодействовать между собой.

Сооружения :

  • Источник – устанавливаем дополнительный источник на любой площади. Полезен, особенно, когда играем на сложном уровне.
  • Обелиск — увеличивает производительность источника соответствующего цвета. Полезен.
  • Орудие – дает дополнительный урон на 1 по врагам того же цвета. Польза сомнительная. Сколько ни пытались, но эффект срабатывает 1-2 раза за игру, в остальных случаях, не получается «поднести» монстров под огонь пушки.

Карты ритуалов выкладываются на игровое поле, после этого их эффект распространяется только на данный участок стены

Взаимодействие

Игра по взаимодействию получилась для своего кооперативного жанра специфическая – оно как-бы есть, но его как бы нет. Есть общие враги и задача, но в свой ход ты остаешься с проблемами один на один. Конечно, тебе помогут дельным советом, но, что касается ресурсов, то их обмен и передача затруднены, а карты ритуалов, только дистанцируют игроков. Лечится хоумрульными правилами от автора.

Качество карт

Поле замечательно сделано – картон плотный. Фигурки игроков на подставках тоже хороши. Личные планшеты тоненькие, как и в большинстве подобных игр. Но это памятка для первых партий. В ходе игры в них нет необходимости.

А вот карты… качеством не отличаются, протекторы им очень нужны.

Мнение

«Бастион» — отличный, добротный и сильный кооператив. Один из лучших в своем жанре. Подойдет как начинающим, так и опытным игрокам. Это действительно классная, динамичная и затягивающая настольная игра. Хорошо сбалансированная, математически выверенная, но в тоже время обладающая своей атмосферой, очарованием и волнительной непредсказуемостью.

2011 год порадовал любителей видеоигр релизом любопытного проекта . Его создатели - ребята из тогда еще мало кому известной студии . Впрочем, эта их первая работа и принесла им славу, но обо всем по порядку.

Конец света иногда приходит как-то внезапно. Такой, значит, лежишь себе, спишь... Потом проснулся, зевнул, потянулся, вышел на крыльцо - а его-то и нету! Вообще... Крыльца, в смысле. Воу, какого?!.. Ах, к чему это я? Именно так начинается история нашего героя - юного белобрысого субъекта, именуемого просто (The Kid, чаще в игре - без артикля). Каковы его мысли? Первое - понять, что творится. Второе - вернуть свой верный молот, чтобы расправляться с проблемами по ходу достижения цели выше. Третье - отыскать еще хоть кого-нибудь и место, где можно укрыться. бежит по висящим в воздухе осколкам его города, забирает оружие и начинает крошить завалы камней да досок и давать тумаков местной агрессивной фауне. По пути он найдет старика по имени . Тот расскажет ему о конструкции под названием Бастион, которая была создана как раз для таких случаев... Вместе они проберутся через руины и обоснуются в этой мини-цитадели. Парень будет расчищать дорогу, а , он же Рассказчик, и поведает нам, людям по ту сторону экрана, всю эту историю. От первой секунды и до финальных титров.

Мир игры, стоит отметить, местами похож на наш. Например, самые важные детали для функционирования Бастиона в виде энергетических кристаллов (ядер), как и следовало ожидать, бессовестно растащили. Такие дела. Вся эта конструкция принесет мало пользы в имеющемся на начало игры состоянии, поэтому на плечи ляжет задача сбора расхищенного "муниципального имущества", то есть тех самых чудо-камней. А будет просвещать героя об истории Бастиона, попутно объясняя возможности оного. Кстати, его основная функция - это опорная база, подобно Тристраму в , откуда и начинаются все "операции" нашего подручного. Они, в свою очередь, заключаются в прохождении разнообразных уровней, до которых будет добираться, оседлывая ветер - прямо как в строчках в надкатье, взятых из одной из песен игрового саундтрека.


Каждая вылазка будет сопряжена, главным образом, с битвами с многочисленной и пестрой фауной разрушенного мира. В своей геймплейной механике игра выглядит как вполне типичный проект в жанре / . Активно бегаем, резво крушим врагов. Главное - не стоять на месте, ибо здесь выживает игрок ловкий и проворный. Для истребления врагов найдет несколько видов вооружения, условно делимых на холодное и стрелковое (с бесконечным патронами, что радует). Особенность их, пожалуй, состоит в том, что разработчики предпочли создать спектр средств уничтожения, сбалансированный путем игр с параметрами - одно быстрое, другое мощное, третье далеко достает. Добиться совсем уж идеального равновесия не удалось полностью - но мало кто в этом преуспел вообще . Каждый такой "инструмент" по-своему подействует на определенных врагов. Так, там, где один ударит противника больно, другой ему же урона может не нанести вообще. За раз можно взять с собой две единицы боевого снаряжения. Третий слот отдан под местную "магию", т.е. особый навык, привязанный к тому или иному орудию убийства. На ее использование тратятся зелья-заряды. Одно применение способности - одна бутылка, все просто. Чтобы герой не помирал слишком быстро, можно использовать лечащие эликсиры. Вот и все снаряжение! Никакого лутовства и огромных инвентарей. Как следствие из всего вышесказанного, интерфейс прост и информативен, а управление не заставляет бегать пальцами по всей клавиатуре, что делает игру вполне пригодной для геймпада. Да и в целом это уместно при ставке на высокую динамику, имеющей здесь место.

Детей в видеоиграх изображают редко, а уж сцены насилия над ними приравнены почти к преступлению. Авторы экшен-RPG Bastion решили зайти с другого конца: у них, наоборот, ребенок (главного героя так и зовут - The Kid, то есть Пацан) вооружен, очень опасен и любит выпить. Правда, выпивает и убивает он с самыми благими целями: чтобы по крупицам восстановить свой разрушенный мир.

О чем это?

Следи за собой, будь осторожен

Воспарить обратно после падения в пропасть Пацану, видимо, помогает гайка, укрепленная на спине и напоминающая пропеллер. Такой вот получился Малыш-Карлсон.

Наш герой, один из немногих выживших, должен спасти родину. Для этого ему придется восстановить Бастион, загадочное сооружение, которое обеспечивало целостность и процветание мира. Собственно, суть игры заключается в поиске необходимых для этого материалов. Они, естественно, лежат в опасных местах и хорошо охраняются.

Помимо врагов опасность представляет даже процесс передвижения по уровням. Дело в том, что мир игры оказался разбит на левитирующие в пространстве острова. Все локации - это висящие в воздухе куски суши, под которыми - пропасть и пустота. При этом почва разрушается и восстанавливается прямо у вас под ногами, то есть вы буквально бежите по дороге, которая на ходу складывается из камней, кустов и прочих элементов окружения. Так формируются целые локации.

Но точно так же прямо за вами камни могут с грохотом осыпаться в пропасть. А от удара особенно мощного монстра в земле появляются трещины, куда можно запросто свалиться. Перил и страховки нет, поэтому любое неверное движение - и наш Пацан падает вниз. Через пару секунд он, правда, вернется, но уже слегка помятый.

Как это?

Продажа алкоголя детям разрешена

На каждом уровне умереть и тут же возродиться разрешается только один раз. Потом придется начинать миссию сначала.

Основное наше занятие в игре - драки. Пацан может использовать несколько видов оружия. Помимо стандартного колюще-режущего арсенала (мачете, молот, копье) ему доступны луки, арбалеты, дробовик и даже парные пистолеты. За каждым оружием закреплен особый прием, который можно активировать в бою: например, закружиться волчком и изрубить окруживших вас врагов при помощи мачете.

Под оружие отведено два слота: на левую кнопку мыши лучше вешать что-нибудь для ближнего боя, на правую - для дальнего. Что именно - вы выбираете сами в специальном здании, оружейной.

Почти в каждой локации можно натолкнуться на несколько таких полезных зданий. Помимо оружейной есть еще… винная лавка. Да-да, вы не ослышались. Правда, Пацан не напивается там до чертиков и не пристает с детскими байками к бармену. В питейной герой активирует напитки, каждый из которых дает определенный пассивный бонус в бою. Например, тут есть виски, которое позволит со стопроцентной вероятностью наносить критический урон, но только когда у героя останется меньше 30% здоровья. С каждым набранным уровнем увеличивается число слотов для горячительных напитков.

Еще одно полезное заведение - кузница, позволяющая модернизировать оружие, увеличивая урон, скорострельность и т.д. Правда, предварительно нужно найти специальный материал и, конечно, заплатить за апгрейд кристаллами, которые выпадают из поверженных врагов и разнообразных контейнеров.

Если нужного материала под рукой нет, не беда: за те же кристаллы можно создать его в специальной лавке. Наконец, здесь есть церковь, в которой герой может выбрать божество, чтобы оно…нет, не оказало поддержку в бою каким-нибудь уникальным умением, как это было в Titan Quest, а, наоборот, сделало врагов быстрее и сильнее. Зато в обмен на поклонение богу мы будем получать в бою больше опыта.

Самое интересное, что все эти здания в Бастионе вы строите сами. Впрочем, особой стратегии тут нет, просто когда герой находит важный по сюжету кусок разрушенного мира, нам предлагают решить, что возвести в Бастионе - например, кузницу или арсенал. Бастион служит базой герою, поэтому наш Пацан получит прямой круглосуточный доступ к услугам данного заведения.

За что любить?

Жизнь на краю пропасти

Помимо сюжетных локаций можно посещать специальные площадки, где проводятся испытания для каждого вида оружия: например, надо как можно быстрее расстрелять цели из пистолетов. Награда - материалы для апгрейда.

В Bastion на самом деле хорошо почти все. Здесь интересно и сражаться, и исследовать уровни, и заниматься микроменеджментом на базе. Разнообразные враги (они летают, клюют, выпрыгивают из-под земли, травят ядами) и непохожие друг на друга виды оружия приучают гибко менять тактику, подстраиваясь к ситуации. Приходится комбинировать разную экипировку и умения: можно даже ставить мины, бросать гранаты и отбивать щитом пущенные в вас снаряды или острые колючки. А уж когда параллельно из-под ног уходит земля, адреналин просто зашкаливает. К слову, эту особенность можно выгодно использовать: например, стоя на краю, вовремя увернуться от нападающего врага, чтобы монстр свалился в пропасть.

И уж точно абсолютно влюбляют в игру красочная, полная деталей картинка и великолепный саундтрек. За отдельные деньги его продают не просто так – эту музыку действительно хочется зарядить в плеер.

За что ненавидеть?

Назад, в Бастион

Необходимость регулярно возвращаться на базу, чтобы сменить оружие или выбрать новый навык, напоминает о таких играх, как Fable 3 и Overlord. Тем более что в Bastion ролевая система тоже очень наглядная, без вороха цифр, таблиц и ветвистых деревьев умений.

Слово «ненавидеть» к такой игре в принципе неприменимо. Максимум - вас может что-то слегка раздражать. Например, в какой-то момент может надоесть голос рассказчика. Правда, это верно лишь для тех, кто не знает английского.

Более серьезная претензия связана с тем, что игра не позволяет на ходу менять оружие. Это, напомним, можно сделать только в оружейной. Причем если вы нашли на уровне, положим, новое копье, то придется воевать именно им: чтобы вернуть любимое мачете, придется возвращаться в Бастион.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЕРДИКТ

p>Bastion уже называют одним из главных открытий года, а оценки в игровой прессе практически не опускаются ниже 9 баллов. Да, перед нами настоящий шедевр (и не только в сегменте скачиваемых игр). Бриллиант, совершенно неожиданно подброшенный небольшой, мало кому известной студиейSupergiant Games.

Правда, многие ее сотрудники до этого работали над ААА-проектами в таких компаниях, как Electronic Arts и Activision.Вырвавшись на свободу, они захотели рассказать нестандартную сказку для взрослых, но при этом не забыли, как нужно делать настоящие, вылизанные до блеска хиты.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА: 9,0

Что еще?

Если вы любите необычные, оригинальные экшен-RPG, то обратите внимание на следующие игры.

Aztaka

Оригинальная смесь платформера и RPG от независимых канадских разработчиков вышла в 2009 году. Традиционное Diablo (спасаем родную деревню от монстров, там же торгуем и берем простенькие квесты) авторы скрестили с аркадой: мы прыгали через пропасти (или через врагов), преодолевали различные ловушки, сигали по стенам, отталкиваясь копьем … До некоторых новых умений тут натурально нужно было допрыгнуть: они висели на ветках в виде разноцветных сфер.

При этом за применение магии отвечала… симпатичная птичка, летавшая всю дорогу с главным героем и зарабатывавшая собственный опыт и уровни. Чтобы птаха применила магический фокус, нужно было быстро щелкать мышкой по пиктограммам, которые выстраивались в волшебный рисунок.

Torchlight

«Юмористическое Diablo от авторов Diablo» - так окрестили мы экшен-RPG, сделанную братьями Максом и Эриком Шаферами, некогда стоявшими у истоков Blizzard North . Традиционное избиение монстров и сбор «экспы» в подземельях авторы украсили рядом необычных возможностей: так, бок о бок с героем постоянно бегала собака или кошка, которую можно было нагрузить ненужными шмотками и отправить в город - продать добычу в магазинах. А сам герой мог натурально ходить на рыбалку и, при помощи пойманных рыбин, трансформировать питомца в разных монстров.

Deathspank

Если в Torchlight юмор и рыбалка все-таки вторичны, то Deathspank от Рона Гилберта, одного из создателей серии Monkey Island, - это чистая пародия на жанр да и просто очень смешная игра. Главный герой в фиолетовых трусах выполняет квесты по сбору куриных губ и демонических какашек, минирует деревню пластиковой взрывчаткой, призывает на поле боя то черную дыру, то толпу сироток, сметающих все на своем пути, и обращается к местному жителю со словами: «Приветствую тебя, пока еще не знакомый мне NPC!»

Дежавю… Мы снова попали в чьи-то странные видения. Слава демиургам, теперь это не монохромный туманный кошмар, а яркий, цветной и легкий детский сон, один из тех, в которых мы умели летать.

Bastion

Жанр action/RPG

Разработчик Supergiant Games

Издатель Warner Bros. Interactive Entertainment

Формула игры

Цвет + звук + сон = Bastion

Оценка

Фантастическая рисованная графика; необычный стиль; интересные уровни; потрясающий саундтрек; динамичный геймплей

Завораживающе красивая и необычная action/RPG

Графика

Звук

Играбельность

Вердикт

Сон-сказка, наполненный чарующей мелодикой, порой заставляющий смеяться, а порой и пугающий, оставляющий лишь легкую грусть и неуловимую улыбку поутру. Авторы явно не жалели красок и не боялись браться за кисть. «Бастион» действительно нарисован вручную яркой акварелью, он живой, теплый и светится изнутри.

И снова безголосый герой по имени Кид (Ребенок) просыпается в кровати, стоящей на уцелевшем обломке какого-то дома, парящего в пустоте. Мир растет вокруг него, появляясь буквально под ногами, взрываясь яркими красками, образами и звуками. Густой баритон за кадром начинает рассказ о великом приключении, комментируя действия мальчика и изменяя историю на ходу, в зависимости от его решений. Этот голос проведет вас до самого конца. Или это будет новое начало?

Какая-то страшная катастрофа уничтожила привычный Киду мир, разорвала его на части и разбросала осколки во все стороны. Единственная надежда спасти выживших и, может быть, собрать разбитое вместе – восстановить Бастион, загадочную крепость, центр мироздания и последнее убежище.

В отличие от своего коллеги по несчастью на соседней странице Кид неплохо вооружен и может дать отпор встречающимся напастям. Впрочем, странные существа, населившие поломанный катастрофой мир, хоть и агрессивны, но до жути симпатичны, воспринимать их как врагов совершенно не хочется. Разве что как источник фрагментов, которые пойдут на улучшение оружия и умений нашего героя.

Киду предстоит посетить множество странных мест на различных осколках, найти новых друзей, испытать горечь предательства, снова отыскать потерянное, побывать в снах внутри снов, пройти изнуряющие испытания. Конечно же, он восстановит свой Бастион и сделает выбор. Какой – зависит от вас.

P.S. Как и в случае с LIMBO, можно воспринимать Bastion как обычную action/RPG с перекатами, блокированием ударов и апгрейдом оружия, выполненную в интересной стилистике, явно навеянной аниме и японскими RPG. Можно разобрать по косточкам и казуальную и хардкорную составляющую игры и поставить оценки всем компонентам… Вот только делать этого совсем не хочется. А хочется бежать вперед и смотреть, как уровень появляется под вашими ногами из ниоткуда, как будто приглашая идти дальше.