Надо ли включать сигнал правого поворота
при въезде на перекресток с круговым движением?

ПРАВИЛА-6

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ:

СПЛОШНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

М.Седогин

(продолжение, начало смотри

Глава 12. Надо ли включать сигнал правого поворота
при въезде на перекресток с круговым движением?
Вот уже много лет почти все водители без исключения при въезде на кольцевой перекресток если и включают правый «поворотник», то только в случае перестроения в правый ряд и поворота направо с кольца на первом же «ответвлении». Если водитель намерен проехать кольцо «прямо» или «налево», он обычно этого не делает, а напротив, включает левый «поворотник», чтобы показать остальным участникам движения, что он не намерен на ближайшем повороте уходить с «кольца», а наоборот, будет придерживаться левого края проезжей части, чтобы не мешать тем, кто поворачивает направо на ближайшем выезде. И только потом, перед «своим» выездом с кольца, подает сигнал правого поворота. Данная схема действий наиболее информативна и естественна.

Однако в одной из телепередач ответственный работник ГАИ г. Самары Чугунов указал всем водителям России, что они действуют неправильно, что надо обязательно включать правый «поворотник» при въезде на перекресток с круговым движением. Ну, что тут скажешь: если к вопросу подойти примитивно-формально, то может показаться, что он прав. В Правилах и в «Комментариях…» кольцевой перекресток рассматривается, как пересечение с односторонней дорогой (вариант Т-образного перекрестка), и значит, въезд на такой перекресток означает поворот направо. И никаких исключений в использовании сигналов для таких случаев в Правилах не предусмотрено. А в «Комментариях…» есть даже рисунок, из которого позиция авторов ясна без комментариев (хотя сама картинка относится к другому вопросу):

Хотя я где-то видел опубликованные разъяснения других ответственных работников ГАИ о том, что включение правого «поворотника» перед въездом на кольцевой перекресток требовалось Правилами, действовавшими в 60-тые годы, а сейчас этого нет.

Но одно ясно: если завтра все начнут выполнять «правило Чугунова», то при современной плотности движения все кольцевые перекрестки превратятся в аттракцион «сталкивающиеся автомобили»…

Но, с другой стороны, в Правилах нет и прямого указания включать правый поворотник перед въездом на кольцо, и мнение Чугунова (и даже начальника ГУ ГАИ РФ Федорова) – это лишь трактовка Правил, одна из многих. Можно, например, считать въезд на кольцо «криволинейным участком дороги», где, согласно тем же «Комментариям…» подавать сигнал поворота не следует.

Совет: лучше действовать при въезде на кольцо так, как этого требуют современные условия дорожного движения (см. начало главы), а не так, как трактуют Правила Чугунов и авторы «Комментариев…». Вряд ли инспектор ДПС будет доставать водителя, «неправильно», по его мнению, подавшего сигнал. Зато, если следовать в данном вопросе мнению Чугунова и авторов «Комментариев…», можно запросто всех запутать и попасть в конце концов в глупое ДТП.

P.S. Данная тема имела неожиданное продолжение.

В ноябре 2003 г. мною был получен e-mail от начальника ГАИ г. Самары И.А.Рудакова, в котором говорилось:

«Ваш совет <действовать при въезде на кольцо так, как этого требуют
современные условия движения> вряд ли будет принят судом при рассмотрении
дел по фактам ДТП. Не следует также пользоваться этим советом при сдаче
квалифицированных экзаменов для получения права управления транспортными
средствами. Например: вопрос 6 билета?37 (утвержденный ГУ ГИБДД МВД
России) конкретно задан по осуждаемому случаю. А в разъяснениях к нему
сказано: <Всегда, прежде чем поворачивать руль (кроме как на вираже дороги
без перекрестка) - надо включить указатели поворота. <Круговое движение> это
перекресток, а не <голый> вираж дороги. Значит, включить указатель поворота
вы сейчас обязаны>.
<Круговое движение> является частным случаем обычного перекрестка.
Особенность заключается в том, что въезжать на него можно с любой полосы, но
выезжать - только из крайнего правого положения. Движение по кругу не
считается поворотом налево, а рассматривается как движение прямо (с учетом
Вашей мысли о <криволинейном участке дороги>). И это методика подготовки
водителей в автошколах, которая разработана составителями экзаменационных
билетов и авторами ПДД РФ…»
www.gibdd.samaranet.ru

Аргументы, которые я использовал в ответе И.А.Рудакову на вышеприведенное письмо, были следующими:

Советы, имеющиеся на моей странице по теме "ПДД: сплошные противоречия", не предназначены для использования при сдаче экзаменов по ПДД, и это очевидно следует из самой формы подачи материала. Большинство из обнаруженных мной в ПДД противоречий не разрешаются в рамках действующих ПДД, и поэтому их нет в билетах. Хотя вопрос о "поворотнике" на кольцевом перекрестке действительно неожиданно попал в билеты, это мне известно, и я безусловно внесу информацию об этом на свою страничку, чтобы у кого-нибудь не возникли проблемы со сдачей экзамена. (Что я и делаю сейчас, М.С.). Обращаю Ваше внимание на то, что билеты для подготовки к сдаче экзаменов на знание ПДД не утверждены Правительством, Думой или МВД в качестве нормативного документа, поэтому юридической силы не имеют. (Но для сдачи экзаменов данную коллизию придется запомнить, М.С.).
<Всегда, прежде чем поворачивать руль (кроме как на вираже дороги без перекрестка) - надо включить указатели поворота. ???
Для доказательства это крайне неудачный пример. Получается, если вы проезжаете перекресток, двигаясь по одной и той же размеченной полосе, повторяя поворотом руля ее изгибы и не желая никуда поворачивать (перекресток со смещением полосы, перекресток с "изломом" полос, а таких перекрестков в Самаре очень много) получается, надо тоже включать поворотник? Такой водитель, машина которого постоянно беспорядочно мигает указателями поворота, как новогодняя елка, вводит в заблуждение других участников движения, что запрещено п.8.2. ПДД.
Кстати, при въезде на большинство «колец» направление изменяется менее, чем на 5-10 градусов, «поворот руля» здесь почти не заметен.

Вывод: необходимость включения (или невключения) правого поворотника при движении по криволинейному участку дороги не зависит от наличия или отсутствия перекрестка на этом участке или угла поворота руля, а зависит только от того, есть ли намерение перестроения в правый ряд или поворота на примыкающую справа дорогу.
Насчет судебного решения по возможному ДТП: при всей фантазии невозможно представить невключенный поворотник причиной аварийной ситуации на въезде на кольцо. Обратная ситуация более реальна.
Поэтому считаю требование обязательного включения правого поворотника при въезде на кольцевой перекресток крайне вредным. Кстати об автошколах: опытные преподаватели (знаю это достоверно) как раз обращают внимание обучающихся на данную глупость в билетах и советуют использовать это "правило" только на экзаменах, а после них - немедленно забыть о нем, чтобы не создавать аварийной ситуации.

М.Седогин

ПДД ежегодно совершенствуются. Так, в ноябре 2017 года в силу вступили нововведения, актуальные по сей день, регламентирующие правила проезда перекрестков с круговым движением. Попутно возросли суммы штрафов.

Чтобы не попасть впросак из-за нарушения поправок к правилам кольцевого движения, особое внимание следует уделить пункту 13.11 (Примечание 1), устанавливающего преимущество на стороне тех, кто уже движется по кругу.

Правила движения по кольцу

Особенных условий для дорожного движения по кольцу нет: отсутствует специфическая разметка, а скоростной режим, процедура пропуска пешеходов соответствуют надлежащему конкретному участку дороги.

Однако существуют нюансы:

  • при езде в круге, повороты сигнализировать допустимо исключительно для съезда, иначе другие водители будут дезинформированы;
  • за исключением случаев установки знака «Направление движения по полосам», придерживаться рекомендовано крайней правой полосы (при 3-х и более полосах), если она не занята;
  • перемещаться против направления, указываемого стрелками знака (по часовой стрелке), запрещено;
  • задний ход запрещен, как и в случае любого другого перекрестка.

Возьмите на заметку: при наличии заторов, выезд на кольцо недопустим. Это только заблокирует движение. В такой ситуации лучше найти объездной путь.

Знак «Круговое движение»

Знак 4.3 «Круговое движение»

Знак 4.3 («Круговое движение») теперь можно трактовать двояко: он не только указывает на направление движения по кольцу, но и наделяется правомочием знака приоритета.

Водитель, намеревающийся въехать на кольцевую дорогу, обязан пропустить всех едущих по ней водителей, хоть это и противоречит принципу «правой руки».

С чем связана такая инновация:

  1. Разнятся схемы перекрестков, что может запутать водителя.
  2. Разнятся мнения водителей, большая часть которых действует обратно пункту 13.11 (п. 1).

В идеале, нововведение должно привести к консенсусу, понизить частоту ДТП и обеспечить более эффективную разгрузку проезжей части.

Это важно: если при въезде на круг кроме знака 4.3 присутствуют знаки 2.4 («Уступите дорогу»), 2.5 («Проезд без остановки запрещен»), установлен работающий светофор либо «правит балом» регулировщик – подчиняться следует им, а знак 4.3 следует воспринимать лишь как указатель направления. Это соответствует стандартной иерархии средств и способов регулирования движения.

Проезд кругового движения по новым правилам

Чтобы без лишних волнений преодолеть пересечение дорог, организованное по кругу, желательно использовать пособия по ПДД за 2018 год с комментариями. В таких изданиях есть более подробные описания и картинки.

Так же полезными могут оказаться специальные видео-уроки для «чайников», в которых порядок движения объясняется наглядно. Слежение за нововведениями в ПДД – главное условие безопасности.

Въезд на кольцо и выезд с него

При въезде и выезде следует руководствоваться двумя простыми правилами:

  1. Заезд на круг допустим с любой полосы, если обратное не предписывается знаками.
  2. Въезжая, необходимо пропустить тех, кто уже движется по кругу, если к обратному не вынуждают установленные знаки приоритета либо работающий светофор.

Следует учесть: главной, в соответствии новыми правилами, считается кольцевая дорога, а не примыкающая к кольцу, как считалось ранее. Особенно внимательным нужно быть к другим знакам, обуславливающим очередность проезда, и к наличию светофора.

Как правильно проезжать круговое движение

Правильно преодолеть этот замысловатый перекресток помогут не столько правила, сколько неписаная водительская этика и здоровая смекалка. Как это понять?

Разумеется, водитель имеет право пребывать на средней полосе, однако это излишне, если он при первом же съезде намеревается выбыть из круга.

Разместиться на крайнем левом положении так же незапрещено, но в этом есть смысл, только если выезд планируется ближе к завершению круга при условии безопасных маневров.

Примите во внимание: хоть отдельных ограничений по скорости для кольцевого перекрестка и нет, но нужно помнить: быстрая езда в таких условиях очень опасна. Оптимальный вариант – двигаться в соответствии со скоростью потока.

Левый поворот

При круговом движении использовать левый поворот допустимо только для выполнения маневра смещения к левой полосе.

Следуя по кругу влево, сигнализировать поворот не нужно. Достаточно передвигаться как можно левее.

Въезд и выезд осуществляются с мигающим правым поворотником. Маневрирование по полосам круга производится по принципу «правой руки».

Правый поворот

Это действие совершается как в случае выезда или въезда на круг, так и в случае маневрирования, смены ряда. Въезжая, следует быть внимательным к дистанции между авто, движущимися главной дорогой, и общему скоростному режиму в кругу.

Ни в коем случае нельзя забывать вовремя включать и отбивать повороты, в противном случае ДТП практически неизбежно!

Движение прямо

Меньше метаний – безопаснее езда, поэтому для прямого движения лучше всего предпочесть среднюю полосу. Главное, вовремя перестраиваться, не создавая помех остальным водителям.

Если перекресток 2-х полосный – предпочесть следует правый ряд.

Остановка

Остановка, как и стоянка (хоть это и странно для перекрестка), допустима при круговой езде, однако исключительно на расстоянии 5 м от любого из выездов из круга и только с внешней стороны.

В случае непредвиденной аварийной ситуации, нет необходимости толкать машину до нужных 5 м от съезда: остановиться допустимо, но должно выделить своё авто специальным знаком аварийной остановки.

Штрафы за несоблюдение правил проезда по кольцу

Если нарушение не привело к ДТП, водитель отделается исключительно штрафом или же лишением прав.

В данной ситуации штрафуют:

  • если проигнорирован знак 4.3 (или знаки приоритета) на 1000 рублей;
  • если нарушены правила маневрирования (несоблюдение предписаний разметки, забыта подача сигналов поворота) – 500 рублей;
  • если удалось проехать по кругу по часовой стрелке – 5000 рублей либо изъятие на 4-6 месяцев водительского удостоверения;
  • прорваться в круг на красный свет стоит 1000 рублей.

Повторные нарушения удваивают сумму или грозят лишением удостоверения до года. В случае ДТП наказание определяется непосредственными обстоятельствами.