22 марта какой праздник жаворонки. На какой праздник пекут жаворонков — история православного праздника Сороки. Обряд отпускания птиц на волю

Есть праздники, которые не стираются временем. Они передаются из поколения в поколение, сохраняя свою первобытность. Мы с неподдельным интересом наблюдаем за некоторыми традициями в детстве, иногда становимся их участниками. Взрослея, не представляем себя оторванными от них. Это незаметное слияние духовного и земного делает нас намного добрее. Одним из таких торжеств является славянский праздник Жаворонки.

История праздника Жаворонки

От того, как меняются краски за окном, мы чувствуем смену времени года, с благодарностью принимаем щедрые дары природы, часто отображая свое настроение в песнях. Если спрашивать у людей, что означает праздник Жаворонки и какого числа его отмечают на Руси, не стоит удивляться, если некоторые из них призадумаются. Имея языческие корни, он настолько многогранен, что каждый из нас понимает его по-своему.

Дата 22 у многих ассоциируется с приходом весны. С давних времен считают, что в этот день весна встречается с зимой, поскольку день равняется ночи, которая постепенно будет становиться короче. Древние славяне воспринимали приход весны, как поддержку их в борьбе со злыми духами. Магическое значение имело исчезновение «Плеяд» с ночного неба. Астрономические изменения связывали с душами людей, посещающих свой дом в виде птиц именно в день равноденствия, который был также поминальным.

Христиане отмечают этот праздник в память о сорока мучеников, которые будучи воинами - христианами с верой в душе погибли в Сивастии, находящейся ныне на территории . Отказавшись от жертвоприношения языческим богам, они были осуждены римлянами на жестокую смерть в ледяной воде озера. Теплая баня даровала им жизнь, но вместе с тем знаменовала отказ от Христа. Стойкость людей поразила римлян настолько, что им запрещено было после сожжения собирать кости. Среди Сивастийских мучеников отмечают имя римлянина Аглая, который одухотворенный силой духа христиан, перешел на их сторону. Их останки были собраны и похоронены епископом, а имена навсегда запечатлены в церковной книге.

Как отмечают праздник Жаворонки славяне?

Праздник Жаворонки по-другому называют сороки. Смысл всех традиций в том, чтобы закликать весну. Не одно столетие от деда прадеда передаются новому поколению слова веснянок. Первой весенней птицей, которая возвращается в родные края, считают жаворонка. Не случайно хозяйки стараются на праздник создать птиц в виде выпечки. Чтобы они получились красивыми, готовят тесто на ржаной муке, старясь расправить им крылья и вылепить хохолки. Именно так создается образ жаворонков, парящих в небе. Для птичек готовили гнездышка, в которые их сажали и ставили на подоконник.

Больше всех в этот день радуются дети, поскольку он давно превратился в детский праздник в тех селениях, где его принято отмечать. Они получают в руки испеченных и обмазанных медом птичек, чтобы посадив их на самом видном месте, петь веснянки. Все уверуют в то, что кулик или жаворонок приносит тепло и уносит лютые холода. По окончанию празднования ребята съедают каждый свою птичку, оставляя голову для своей мамы, сопровождая вручение песней с пожеланиями хорошего урожая.

Пока дети развлекались, взрослые по погоде старались предугадать, каким будет предстоящий год или занимались гаданием, для чего вкладывали в одну из птичек монетку. Кому она попадет, тот и будет самым счастливым. Сохранился также прекрасный обычай к приходу весны украшать деревья. Русский праздник Жаворонки наполнен множеством примет. Например, морозная погода предсказывала, что следует ожидать выпадение снега и сорок морозов.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста, пекут «жаворонков» (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки и приносят с собой весну. «9 марта (22 марта) - "кулик". В этот день "путящий" жаворонок должен прилететь. Бывает, что и раньше прилетают, но те не путящие, прилетит и следнеть [замёрзнет]. Под Сороки бабы ставят лепёшки и делают из них куликов, подобие птиц, делают их в виде летящих с хохолками» (Орловская губ.). В Белоруссии и на Украине считали, что в этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования. На Гомельщине первых птиц так и называли «выреями».

В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые - 1 марта, третьи - 25 марта по ст. ст.).

По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба - таким образом призывает урожай на своё поле.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста, пекут «жаворонков» (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!- (Воронеж. обл.)

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями - веснянками:

Ты запой, запой, жавороночек,

Ты запой свою песню, песню звонкую!

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,

Про тое ли про тёплую сторонушку,

Что про те ли про земли про заморская,

Заморския земли чужедальныя,

Где заря со зоренькой сходится,

Где красно солнышко не закатается,

Где тепла вовек не отбавится!

Ты запой-ка - запой, жавороночек,

Жавороночек ты весенний гость,

Про житьё-бытьё про нездешнее!

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печеную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

В Каширском районе Воронежской области блинцы пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Известные заклички порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 г. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:

Перевод с укр.

Ой ты, соловушка, ты, ранняя пташка,

Ой, что так рано с Вырия вышел?

Не сам вышел, Дажбог меня выслал

С правой рученьки, и ключик дал:

С правой рученьки - лето отмыкать,

С левой рученьки - зиму замыкать

На Сороки хозяйки пекут из ржаной или овсяной муки сорок шариков - «сороки святые - колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая:

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овёс,

А теперь убирайся,

Подобру-поздорову!

Верят, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах.

На Украине старались раздать сорок бубликов или съесть сорок галушек.

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто - в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия.

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?»

В белорусских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Дзе твои куры несуцца?», на что надо было ответить: «Дома».

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговоривая: «Пусть я буду здоров, как кизил!». В этот день молодые, прожившие совместно менее года - «младенци», в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детям.

Поговорки и приметы

Вторая встреча весны. Сколько проталинок, столько жаворонков. Если в этот день выпадает снег, то святая Пасхальная неделя будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и на Пасху.

Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик - к стуже, к морозу. Ранний прилёт журавлей - к ранней весне. На Со́роки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Прилетай, кулик, из-за моря, неси Весну из неволи! Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья. Прилетел кулик из заморья, принёс воду из неволья. Далеко кулику до Петрова дня. Прилёт кряков (кряковых уток) и куликов - на скорое тепло. На сорок мучеников сорок птиц прилетают. Сорок пичуг на Русь пробирается. Со́роки святые - колобаны золотые (булочки). Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принёс. Увидел скворца - знай: весна у крыльца. Журавль солнце приносит. Если на Со́роки синица запела - тепло ворожит. Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик - к стуже, к морозу. Ранний прилёт журавлей - к ранней весне. Журавль прилетит на наст - к неурожаю. Журавль прилетел - и тепло принёс, на болоте растает. Журавли летят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья. Ранние ласточки - к счастливому, урожайному году. Синка (трясогузка) прилетит, так через 12 дён река подойдёт. Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. «Саракí - не суйся блізка да ракí» (белорус.). «Святыя Саракí ў поле саху валаклí» (белорус.). Весна на рябой кобыле едет: то снег, то дождь. «Ластаўкi вылятаюць з возера» (белорус.).

Сороки (Жаворонки)

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Однако, анализируя большое количество народных поверий и примет, можно предположить, что число сорок и название этого "прысвятка", могло прийти к нам из языческой традиции, где именно такое количество темных сил сковывают землю на протяжении всей зимы. В этот день с самого утра девушки должны были сломать сорок дощечек, разорвать сорок верёвочек, наверняка, символизирующих собой силы, которые заморозили матушку-землю. Такими действиями человек показывал, что он сильнее злых Духов, что весна и тепло полностью его поддерживают.

В каждом доме праздник начинался все с того же утреннего стояния хозяйки около плиты, которая выпекала "сорак жаваранкаў". Печенье на всей территории наше страны имеет разные региональные или локальные особенности. Пекли его и в виде пирожков, и в виде вареников, коржей, блинов, галушек и клецок. Всё зависело, прежде всего, от традиций, которые бытовали на данной локальной территории, от фантазии хозяйки и от материального достатка в семье и деревне в целом. Во всяком случае, это печенье имело ритуальное значение, и, как только выпекался первый жаворонок, его кидали в огонь - жертвовали той части небесного светила, что служила на Земле человеку. Таким печеньем угощали друг друга, своих домашних животных, иногда закапывали на краю поля, что бы земля хорошо плодоносила и приносила только избыточный урожай - давняя мечта любого крестьянина.

Не забывали на Сороки и про воду, а скорее про ее третье состояние - лёд. В этот день даже советовали детям лизать и сосать ледышки. Настоящий день мороженого, если переносить старые традиции на современную жизнь. А что, можно своим детям, племянникам устроить в честь весны день мороженого. Насчет ледышек говорили так: "Калі на Саракі вол уволю нап"ецца вады ад расталых ледзяшоў, то будзе добрая вясна". Ледышки довольно эффектно обыгрывались в белорусских загадках, которые загадывали с утра (весёлые были люди) за завтраком детям: "Зимой расце коранем уверх, а вясной памірае, хто адгадае?"

С Сороками в народе связано очень много примет. Например, ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну. Также важное значение имел прилёт долгожданных птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Люди, так ждали эту пору года, что специально были придуманы различные ритуалы, как казалось, приближающее такую долгожданную плюсовую температуру. На белорусских землях был распространен обычай кататься в этот день на качелях - "гушкацца". Как и на предыдущие праздники, старались как можно выше взлететь - чтобы выше рос лён.

Естественно, такое важное и немножко мистическое событие, как солнцестояние не могло обойтись без гаданий. Гадали на будущее замужество - группой пекли сорок пирожков, и каждая помечала каким-то оригинальным способом свой. Потом, разложив их в один ряд на пороге, приглашали в дом собаку. Чей пирожок будет съеден первым та первой и замуж пойдёт. Также можно было в один из пирожков положить копеечку, и, кто обнаружит в своём пирожке копеечку, будет целый год счастливым. Так говорили, в это верили. Так, что, если соберётесь печь что-нибудь с копеечкой, то предупредите гостей - чтобы ненароком не поперхнулись.

И последнее, что можно рассказать про этот день - это, конечно же, прогноз погоды, который давали народные метеорологи. Если на Сороки был морозный день - говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов. Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта - начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля - начало мая). Так вот.

1 ученик: 22 марта в православной России отмечается праздник «Сороки» в честь 40 мучеников. Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. На «Сороки» пекли фигурки жаворонков.

2 ученик: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка.

3 ученик: Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

4 ученик: Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

5 ученик: Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

Ведущий: Поэты и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения.

8 ученик: Прилёт жаворонка во всех странах связывался с приходом весны.

Взрослые выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за тёплые валенки, варежки да тулупы, а потом детям. И приговаривали:

Девочка (в руках на рушнике тарелка с выпеченными жаворонками):

Ой вы, жаворонки, жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

9 ученик: А дети бежали на улицу и кричали:

Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную;

Нам зима холодная надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

10 ученик: А молодые парни и девушки выходили в поле, водили хороводы и прославляли весну:

11ученик: Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, с радостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

12 ученик: Уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило!

13 ученик: Ручейки на улице

Всё журчат, всё журчат.

Журавли курлыкают,

И летят, и летят.

14ученик: Расцвели подснежники

Да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке

Быть в венке, быть в венке.

15 ученик: Ой, солнышко-батюшка,

Угоди, годи!

Уроди, уроди!


Великим Постом Русская Православная Церковь величает праздник — 40 мучеников Севастийских , который приходится на 22 марта. Именно в этот день существовала традиция выпекать из теста 40 птичек – жаворонков. Православные хозяйки с вечера замешивали опару, вставали пораньше, чтобы успеть приготовить всё к литургии .

Однако это языческий обычай и к христианскому празднику никак не относится. У древних славян он совпадал с днём весеннего равноденствия, когда зима уступает права наступающей весне. Наши предки верили в то, что именно 22 марта с юга прилетает 40 птиц, а первые конечно жаворонки.

Поэтому у праздника есть несколько названий — Со́роки, Сорок сороко́в, Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день. В Древней Руси особенно готовились к приходу тёплых дней и всячески старались помочь прогнать суровую зиму. Пернатых из постного теста отдавали детворе.

Ребятишки насаживали их на длинные колышки и бегали, зазывая весну обрядовыми песнями — веснянками. Набегавшись вдоволь, булочки съедали, а головки от них относили скотине. Несколько птичек оставляли, чтобы посадить за окно. В семейном кругу существовал обычай выбирать сеяльщика. В жаворонок запекалась лучина, и все мужчины, от млада до велика, выбирали себе птичку. Кому такая булочка достанется, тот и будет первым засевать поле.

История православного праздника

В православии народный обычай печь жаворонков приобрёл глубокий духовный смысл. 40 птичек – это безгрешные души мучеников Севастии, устремлённые к Создателю. Доподлинно известно, что они слыли самыми бесстрашными защитниками Рима.

Ревностные хранители веры Христовой они отказались участвовать в языческих обрядах, за что и удостоились неземной благодати.

Происходило событие в 313 году близ армянского города Севастии. Командир доблестной рати Агриколай слыл ярым язычником и за такую дерзость заключил мучеников под стражу. Но Господь не оставил своих чад и в последний земной путь раздетые страдальцы отправились с молитвой на устах.

Морозную ночь они простояли в ледяной воде армянского озера, читая псалмы. Чтобы праведных заставить отречься от Спасителя рядом соорудили баню, дабы сломить их волю, веру и стойкость. К великой скорби, так и произошло. Не претерпев издевательств, маловерный устремился туда и с попустительства Всевидящего, умер около порога. Иисус Христос укреплял избранников Божиих: «Веруйте в Царствие Божие, если и умрёте, оживёте».

Мучения продолжались. Охранники давно уснули, только Аглаий не мог сомкнуть глаз. Язычник дивился, какая неведомая сила помогает терпеть такие страдания. И тут он узрел, растаявший лёд и 39 венцов над головами страстотерпцев. Струсивший воин не удостоился благодатного ореола.

Уверовавший Аглаий спустился в воды озера и стал молить только одного — сподобиться пострадать во имя Божие. Разъярённые истязатели, увидев на утро, что все ещё живы, от злости перебили христианам голени. Положили святых на колесницы, чтобы сжечь их.

Самый молодой мученик ещё был жив, и его оставили умирать. Но мать несла истерзанного сына вслед за колесницей и просила его во имя спасения, всё вытерпеть до конца. Плоть страстотерпцев сожгли, останки бросили в воду, чтобы уничтожить даже память о них.

Через три дня страдальцы Христовы повелели во сне благочестивому Пётру, епископу Севастии, собрать святые кости. Ночью, в толще воды, нетленные мощи сияли неземным светом и их упокоили с благочестием.

22 марта по церковному обычаю чествуют как День всех православных мужчин. 40 Севастийских мучеников — христианский праздник, который очень почитаем среди верующих и священства.

Пасхальным постом в этот день совершается Литургия преждеосвящённых Даров, допускается послабление в пище, можно вкушать растительное масло. Если торжество попадает на среду, пятницу Крестопоклонной недели, литургию переносят.

В начале 13 века православный царь Болгарии Иван Асень разгромил иноверцев, захватив в плен значительную часть войска. В своей победе он увидел помощь и заступничество сорока мучеников. За победу правитель выстроил и освятил церковь во имя великих святых, которая и сейчас находится в городе Тырново (Болгария).

Рецепт жаворонков из постного теста

2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 ст. сахара, 0,5 л воды, шепотка соли, изюм, сладкий крепкий чай.

Дрожжевой кусок скатывают в длинный жгут, который делят на 40 равных частей. Затем каждый такой кусочек, при помощи скалки, превращают в маленькие верёвочки, по 15 сантиметров.

Жгуты завязывают узлом, один конец формируют в форме головы птички, вместо глаз вставляют изюм. По бокам булочки ножом делают небольшие надрезы – крылья, хвост приминают пальцами. Для сочности готовые изделия смазывают сладким крепким чаем.

Приятного аппетита!

По приметам на 22 марта судили о погоде на ближайшие сорок дней. В народном месяцеслове дата получила название Сороки, Сорок сороков, Жаворонки, Равноденствие, Сорочины, Сорок мучеников.

Православная церковь в этот день почитает память сорока воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру во Христа при императоре Лицинии в 320 году в городе Севастия (Малая Азия). Мужчины отказались принести жертвы языческим богам, после чего их раздели и вывели на покрытое льдом озеро, оставив на ночь. Недалеко от озера находилась тёплая баня, чтобы желающие отречься от веры могли в ней согреться. Утром один из воинов, не выдержав мучений, побежал в баню, но переступив её порог сразу умер.

Видя стойкость воинов, один из римлян сам разделся и присоединился к ним. На следующий день тела замерзших мучеников были сожжены, а их останки брошены в реку. Позже братья по вере собрали останки и с почестями похоронили.

22 марта: традиции и обычаи дня

На Сороки вторая встреча весны. Крестьяне выходили «кликать» весну. Этот обряд сопровождался песнями-веснянками.

В народе про этот день говорили: «На 40 мучеников – прилетает 40 птиц ». «На Сороки день с ночью меряется, зима заканчивается, весна начинается ». Считается, что в этот день из-за моря прилетают жаворонки.

Ещё 22 марта поминали усопших: посещали могилы, заказывали о родных и близких обедню или поминовение на проскомидии. Не забывали помянуть покойных и во время трапезы. Женщины молились сорока мученикам, чтобы муж или сын целыми и невредимыми вернулись с войны.

На Руси 22 марта из овсяной или ржаной муки пекли фигурки жаворонков и 40 шариков-«орехов». Начиная с этого дня, ежедневно бросали на улицу по одному «ореху», призывая: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь уходи подобру-поздорову! ». Кормление мороза на протяжении сорока дней связано с народной приметой о том, что после 22 марта может быть ещё 40 ночных заморозков.

Рецепт обрядового печенья «Жаворонки»

Для приготовления понадобится:

  • 0,5 л молока;
  • 200 г сливочного масла;
  • 1 кг муки;
  • 50 г дрожжей;
  • 2 ст.л. сахара;
  • 0,5 ч.л. соли.

В дрожжи добавить по чайной ложке теплой воды и сахара. Молоко подогреть до 30°, муку просеять. 0,5 кг муки засыпать в миску, добавить подогретое молоко, замесить тесто, добавить дрожжи и сахар. Тесто посыпать мукой, накрыть чистой салфеткой и убрать в тёплое место.

Когда поднимется тесто, добавить оставшуюся муку, масло, соль и вымешивать до тех пор, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Если тесто не отстает от рук и расползается, нужно добавить больше муки. Когда подготовите тесто, посыпьте его мукой, накройте салфеткой и поставьте в теплое место, чтобы оно поднялось. Поднявшееся тесто обожмите рукой и дайте подойти ещё раз.

Потом сделайте печенье в форме жаворонков:

  1. Из теста скатайте небольшой жгут, свяжите его узлом, а концы вытяните.
  2. Из одного конца вылепите голову, вытянув клюв, вместо глаз вставьте две изюминки или ягодки.
  3. Другой конец примните и надрежьте ножом, сделав подобие хвоста.

В былые времена в одно печенье, под крыло жаворонка, прятали монетку. По поверью, кому она попадется, тот будет весь год счастлив.

По обычаю, головки «жаворонков» отдавали скотине, а туловище съедали дети.

22 марта: приметы и поверья

  1. Если на Сорок святых оттепель, то будет хороший урожай проса.
  2. Если на Сороки тепло, то следующие сорок дней (до ) будут теплыми, а если холодно – холодными.
  3. Солнце в кругах – к отличному урожаю.
  4. Синица на Сороки запела – тепло ворожит.
  5. Человек, насчитавший в этот день сорок пичуг, будет здоров и счастлив.
  6. Теплый ветер – к ненастному лету.
  7. Ласточки прилетели – к урожайному году.
  8. Сны с 21 на 22 марта не исполнятся. Сновидения, увиденные днем 22 марта, сбудутся только через 5 лет, но будут уже не нужны.

Видео: 22 марта – День жаворонка, сороки и сорока святых

К некоторым традиционным народным праздникам хозяйки готовят мучные изделия в виде птиц. Мы расскажем, когда в 2020 году будут печь «жаворонков» из теста, и приведем рецепты такой выпечки.

Когда пекут «жаворонки» из теста в 2020 году?

День весеннего равноденствия, когда начинается астрономическая весна, и ночь становится короче дня, отмечают многие народы мира. На 22 марта приходится и славянский праздник Жаворонки или Сороки.

Раньше считалось, что именно в этот день начинали возвращаться из теплых краев жаворонки, а за ними и другие перелетные птицы. Это означало, что весна окончательно сменяла зиму, и можно было начинать полевые работы.

Название «Сороки» связывали с Днем памяти сорока Севастийских мучеников, который отмечается православной церковью. Хотя прилет птиц никакого отношения к этим святым не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником.

В народе говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел». Также бытовало поверье, что в этот день из теплых краев прилетают сорок разных птиц, и тот, кто сумеет их сосчитать, получит от судьбы сорок даров. Говорили, что в этот день сорока начинает вить свое гнездо и кладет в него сорок палочек.

Что это за праздник, когда принято печь «жаворонки»?

Праздник Жаворонки имеет языческие корни, но после принятия христианства многие его обряды приобрели новый смысл. Наши предки считали, что жаворонки обладают такими качествами, как смелость и в то же время смирение перед Богом: эта птица быстро устремляется ввысь, но, пораженная величием Господа, в благоговении летит вниз.

Поэтому к празднику чаще всего пекли именно жаворонков (реже – сорок, куликов, грачей). Подобные изделия из теста также готовили на Пасху – как символ прихода весны. Традиция сохранилась до наших дней.

Так что теперь вы знаете, в какой день пекут «жаворонки» в 2020 году. В зависимости от того, на какой праздник их делали, эти изделия могли быть постными или сдобными.

Обычно готовили «птичек» с распростертыми крылышками – летящих, а также сидящих на гнездышках. На праздник Жаворонки дети насаживали их на длинные палки, выбегали на пригорки и выкрикивали заклички, зазывая птиц и весну:

***
Жаворонки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне
Весну, весну красную.

***
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните,
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

***
Жаворонушки, прилетите,
Красавицу весну принесите!
Принесите весну на своем хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.

***
Жаворонки,
Жавороночки,
Довольно в чужих
Краях гостевать,
Пора домой прилетать!
Прилетите к нам,
Поскорее к нам,
Зиму провожать,
Весну привечать.
У зимы рот велик,
А денек не велик.

***
Жаворонки,
Жавороночки,
Прилетите к нам!
Принесите нам
Лето теплое,
Унесите от нас
Зиму холодную.
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги
Отморозила.

Фигурки жаворонков подкидывали в небо, а затем ловили, чтобы привлечь здоровье и благополучие.

Головки «птичек» дети отдавали своим матерям со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

Испеченные к празднику булочки и пряники крошили и разбрасывали в поле «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься.

Крестьяне, которые готовились к посевной, старались обеспечить хороший урожай, совершая магические обряды на полях.

По одному из таких ритуалов, приготовленных из теста «птиц», в одной из которых запекали монету, лучину или другие небольшие предметы, съедали мужчины. Тот, кому выпадал жребий, разбрасывал первые пригоршни зерен в начале посева.

Девушки на выданье гадали, бросая испеченных «жаворонков» через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону они упадут. Считалось, что с той стороны у девушки будет жених.

Существовали и другие традиции праздника Жаворонки. В этот день было принято водить хороводы, петь, играть в народные игры. Славяне украшали лентами и бумажными цветами обрядовое дерево, которое носили по деревне, а затем устанавливали его на определенном месте и заклинали весну.

Молодежь качалась парами на качелях, которые изготавливали к этому дню. Считалось, что чем выше раскачивались качели, тем выше должен был вырасти лен в наступившем году.

Как испечь «жаворонки» из теста – рецепт

Рецептов такой выпечки известно множество. Большинство хозяек готовят ее с использованием дрожжей. Такое тесто хорошо поднимается в процессе термической обработки, и «птички» получаются мягкими и румяными.

Приведем один из рецептов «жаворонков». Время приготовления: 1 час плюс брожение. Для приготовления 10 порций вам понадобится:

  • мука пшеничная 1 кг,
  • яйцо 1 шт. для теста + 1 шт. для смазывания,
  • масло сливочное 130 г,
  • сахар 115 г,
  • молоко или вода 250 мл,
  • дрожжи прессованные 30 г,
  • изюм 60 г,
  • соль.

Как приготовить:

  1. Из указанных ингредиентов (кроме изюма и яйца для смазывания) замесите дрожжевое тесто, поставьте его в теплое место для брожения. В процессе брожения сделайте 2-3 обминки.
  2. Из готового теста сформуйте жгут и нарежьте его кусочками примерно по 50 г.
  3. Из этих кусочков слепите жгутики, завяжите их узелками и придайте изделиям форму птичек. Воткните изюминки-глаза.
  4. Слегка приплюсните изделия и сделайте ножом на одном из концов каждого узла надрезы, обозначающие «перышки». Выложите кусочки теста на противень, смазанный маслом, дайте расстояться в теплом месте.
  5. Смажьте яйцом и выпекайте в духовке при температуре 230 градусов. Готовых «жаворонков» смажьте маслом и посыпьте сахарной пудрой.

При желании вы можете положить в такие изделия небольшие предметы, например, колечко, пуговицу, монетку. Таким образом гадают на будущее: кольцо означает свадьбу, пуговица – счастье, монета – достаток.

Дадим несколько советов касательно того, как лучше испечь «жаворонки» из теста:

  • Продукты следует точно отмеривать и отвешивать. Если вы уменьшаете или увеличиваете количество муки, необходимо соответственно уменьшить или увеличить количество жидкости, дрожжей и сдобы.
  • Не кладите в тесто слишком много соли, иначе оно будет плохо бродить, а изделия после выпечки получатся бледными. Если же добавить мало соли, выпечка будет плохо сохранять форму.
  • Если растаивать тесто слишком долго, оно опадет во время выпечки, а изделия получатся кисловатыми. Если же времени для расстаивания будет недостаточно, тесто плохо поднимется, и изделия плохо пропекутся.

Надеемся, что рецепт вам пригодится, и ваша выпечка получится вкусной и пышной.